Шри Нисаргадатта Махарадж, «Я есть» — это концепция, которая указывает на высшую Реальность

«Я есть» — это концепция, которая указывает на высшую Реальность

В предисловии к книге Шри Нисаргадатты Махараджа «Я есть То» Даугава Тьемерсма из голландского университета Эрасмус описывает смысл и значение, которые Учитель вкладывает в словосочетание «я есть», следующим образом. Основной идеей учения Нисаргадатты Махараджа является то, что ты можешь реализоваться в «я есть». Учитель говорит, что многообразные формы вокруг тебя состоят из пяти элементов. Они находятся в постоянном движении и изменении. Они также управляются законом причин-следствий. Всё это отражается в теле и уме, которые недолговечны и подчинены рождению и смерти.

Мир познаётся только при помощи органов чувств и ума. Как и в кантианской философии, он является коррелятом человека, познающего реальность, и, таким образом, имеет основную структуру человеческого способа познания. Это означает, что время, пространство и причинно-следственные связи не «объективны», то есть не являются независимыми объектами, а представляют собой ментальные категории, формирующие всё под свой шаблон. Существование и форма всех вещей зависит от ума. Познание — это продукт ума. И весь видимый мир, воспринимаемый умом, есть мир субъективный, постоянно меняющийся в соответствии с неугомонностью человеческого ума.

В противоположность беспокойному уму с его ограниченными категориями — намеренностью, субъективностью, двойственностью и т.д. — стоит безграничное чувство «я есть». Единственное, в чём ты можешь быть уверен, — это в том, что «ты есть», без каких-либо условностей. Снова и снова Махарадж привлекает внимание слушателей к тому, что они могут избавиться от тюрьмы, которую сами для себя создали, реализовавшись в «я есть». Учитель говорит: «Единственно верное утверждение — это «я есть». Всё остальное — просто следствия. Никакое усилие не поможет вам изменить «я есть» на «меня нет».

Истинный воспринимающий — это не ум, а твое «я есть», свет, в котором проявляется всё. Я — это общий знаменатель у корня всего существования, осознание, в котором происходит всё. Всё поле сознания — это всего лишь одна крупинка в «я есть». Это «я есть», сознавая сознание, осознаёт себя. Оно неописуемо, поскольку не имеет атрибутов. Можно только быть собой, и быть собой — это всё, что может быть. Всё существующее существует как ты сам. Нет ничего отличного от тебя. Двойственности не существует, следовательно, и боли не существует. Нет никаких проблем. Есть только Любовь, в которой всё совершенно. Всё, что происходит, случается спонтанно, без намерения — как пищеварение или рост волос. Осознай это, и освободитесь от ограничений ума.

В глубоком сне нет чувства, что ты являешься тем или этим. Однако «я есть» остаётся. Обратись к вечному сейчас. Память несёт из прошлого в настоящее множество вещей, но всё происходящее происходит только в настоящем. Весь мир объектов проявляется в безвременном сейчас. Таким образом, время и причины-следствия в действительности не существуют.

Миру, телу и уму предшествует «я есть». Они появляются и исчезают в «я есть». «Я есть» — это источник всех вещей, универсальная сила, благодаря которой проявляется весь этот разнообразный мир.

Однако, несмотря на свою первичность, чувство «я есть» не является наивысшим. Это не Абсолют. Чувство, или вкус, «я есть» не находится всецело за пределами времени. Поскольку оно является основой, сущностью пяти элементов, оно в какой-то мере зависит от мира. Оно поднимается из тела, которое выстроено пищей, состоящей из пяти элементов и исчезает со смертью тела, подобно тому, как исчезает пламя, когда догорает свеча.

Когда достигается чистое осознание, не остаётся никаких желаний, даже желания быть в «я есть», которое является всего лишь полезной точкой отсчёта, указателем на Абсолют. Тогда осознание «я есть» просто уходит. Что остаётся — так это То, что невозможно описать, То, что за пределами слов. Именно это «состояние» является реальным — состояние чистого потенциала, которое находится в основе всего. «Я есть» и вся вселенная — это всего лишь отражения Того, Реальности, которую реализует только джняни.

Нисаргадатта Махарадж помогает людям постичь природу мира и «я есть». Он устремляет тебя к изучению функционирования тела и ума с серьёзной и интенсивной концентрацией, чтобы ты мог осознать, что не являешься ни тем, ни другим, и отбросить их прочь. Учитель предлагает тебе вновь и вновь возвращаться к «я есть», пока оно не станет твоим единственным пристанищем, вне которого не будет ничего, пока не исчезнет эго, как ограничение «я есть». Только тогда высшая реализация может произойти без усилий.

Махарадж отмечает, что «я есть» — это концепция. Она нужна до тех пор, пока человек не станет самореализованным, не постигнет себя, не выйдет за пределы себя. Да, «я есть» — это концепции, но, поистине, нет концепции более драгоценной. Ищущий должен относиться к ней с крайней серьёзностью, поскольку она указывает на Высшую Реальность. Нет более подходящей концепции, чтобы избавиться от всех концепций.

Конспект предисловия книги «Я есть То. Беседы с Шри Нисаргадаттой Махараджем»

Опубликовано Евгений Чудаев

Добавить комментарий